Объекты

Выше были рассмотрены два вида переменных: обычные переменные, иначе говоря, скаляры и массивы. Скаляры могут содержать только одно значение, массивы же — множество пронумерованных значений, доступ к которым можно получить по их номеру — индексу. И скаляры, и массивы находят свое применение в программах на JavaScript; нет смысла рассказывать, в каких случаях что применять, — это и так очевидно. Давайте лучше поговорим еще об одном виде переменных, которого мы до сих пор не касались.

Это объекты.

Объектом называется сложный тип данных, содержащий не какое-то одно значение, а целую сущность. Эта сущность может иметь набор свойств и методов, с помощью которых программа может ей управлять; свойство -это своего рода переменная, принадлежащая объекту, а метод — функция, также принадлежащая объекту и выполняющая над ним какие-либо действия. Объект (и сущность, содержащаяся в нем) представляет собой "вещь в себе"; ее внутренняя структура и принцип действия неизвестны использующему объект программисту.

В качестве примера объекта можно рассмотреть прекрасно знакомый вам Web-обозреватель. У него есть свойство "адрес" и метод "открыть Web-страницу, которой принадлежит этот адрес". Вы можете присвоить этом свойству нужный адрес, а также можете его оттуда считать и присвоить какой-либо переменной или использовать иным способом:

currentWebBrowser.address = "http://www.w3c.org"; currAddr = currentWebBrowser.address + "/сss/";

Именно такой синтаксис используется для доступа к свойствам: <имя объеках <имя свойства> (не забудьте поставить знак точки). В первом случае мы поместили в свойство address объекта currentWebBrowser строку с интернет-адресом комитета WWWC. Во втором случае мы извлекли из этого свойства находящийся в нем адрес, прибавили к нему справа текст "/сss/" и присвоили переменной currAddr. (Как видите, для слияния (или конкатенации) строк использовался оператор +.)

Для вызова метода используется аналогичный синтаксис: <имя объекта>. <имя метода> (). Сейчас мы вызовем метод до вышеупомянутого объекта:

currentWebBrowser.gо ();

Метод до — не что иное, как обычная функция. В данный момент возвращенное ей значение игнорируется, но в других случаях оно может использоваться. Также метод, как и любая функция, может принимать параметры:

currentWebBrowser.goTo("http://www.w3c.org");

Таким образом мы можем управлять Web-обозревателем. И — заметьте -ничего не зная о его внутреннем устройстве. Более того, мы не обязаны о нем знать. Использование объектов как раз и направлено на то, чтобы позволить программистам пользоваться различными инструментами и дополнительными компонентами, не зная их внутреннего устройства, а также создавать такие инструменты и компоненты для своих коллег.

Говорят, что JavaScript — объектно-ориентированный язык программирования, т. к. использует объекты. Этим он отличается от обычных, процедурных языков, которые используют только функции.

Каждый объект перед тем, как с ним можно будет работать, должен быть создан. Выполняется это с помощью оператора создания объекта new.

var currentWebBrowser; currentWebBrowser = new WebBrowser();

Здесь объявляется переменная currentWebBrowser и ей присваивается вновь созданный с помощью оператора new объект. Этот объект создан на основе класса WebBrowser, который является как бы шаблоном для создаваемых объектов. A currentWebBrowser также иногда называется экземпляром класса

WebBrowser.

Удалить ненужный объект можно с помощью метода delete.

currentWebBrowser.delete();

Имейте в виду, что ненужные объекты, созданные вами, всегда надо удалять, чтобы освободить ресурсы системы. Исключение составляют только истемные объекты, создаваемые самим интерпретатором или предоставляемые интерпретатору Web-обозревателем. Если вы попытаетесь удалить системный объект, интерпретатор выдаст сообщение об ошибке. О системных объектах мы поговорим ниже.

Но каким же образом создаются классы объектов? Исключительно просто. Более того, если бы остальные языки объектно-ориентированного программирования увидели, как легко создаются классы в JavaScript, они бы умерли от зависти. Взглянем еще раз на выражение, с помощью которого создаются объекты:

currentWebBrowser = new WebBrowser();

Согласитесь, это сильно напоминает вызов функции. Но дело в том, что WebBrowser — и есть функция, только специальным образом написанная. Она называется конструктором класса. Давайте напишем конструктор для класса WebBrowser.

function WebBrowser() {

this.address = "http://www.server.ru/my_home_page.htm";

}

Этот код создает в классе WebBrowser одно-единственное свойство address. Обратите внимание на синтаксис, с помощью которого это делается. В качестве имени класса используется ключевое слово this, обозначающее текущий класс. Интерпретатор JavaScript создает свойства класса сразу же при первом обращении к ним; вот и в нашем случае он создал свойство address и дал ему значение, присвоенное нами. Конструктор может принимать параметры:

function WebBrowser(homePage) { this.address = homePage;

}

Таким образом мы можем передать конструктору класса адрес домашней страницы, с которой начнется путешествие по Интернету.

var currentWebBrowser;

currentWebBrowser = new WebBrowser("http://www.server.ru/home_page.htm");

"Но, позвольте! — скажете вы. — А как же создаются методы класса?" Тоже очень просто.

Прежде всего, нам нужно написать функцию, реализующую этот метод.

function fGoTo(pageAddress) { this.address = pageAddress;

Мы назвали эту функцию fGoTo. Это имя состоит из буквы f (от англ. function — функция) и имени метода дото, который она реализует.

Теперь перепишем функцию-конструктор таким образом, чтобы создать новый метод дото.

function WebBrowser(homePage) {

this.address = homePage;

this.goTo = fGoTo; }

Как видите, мы "присваиваем" написанную нами функцию fGoTo свойству дото класса WebBrowser. После этого можно вызывать метод дото этого класса.

var currentWebBrowser;

currentWebBrowser = new WebBrowser("http://www.server.ru/home_jpage.htm");

currentWebBrowser.goTo("http://www.w3c.org");

Только что вы научились создавать простейшие классы. Но на самом деле вам в очень редких случаях придется делать это. Куда чаще вы будете пользоваться уже готовыми системными классами, предоставляемыми самим интерпретатором JavaScript и другими программами, например Web-обозревателем. Поэтому давайте поговорим о системных классах.

Системных классов, предоставляемых программисту интерпретатором, довольно много. Среди них есть, например, класс Date, предназначенный для работы со значениями даты и времени.

var d;

d = new Date () ;

Только что мы создали объект класса Date. Так как мы не передали параметр в функцию конструктора этого класса, интерпретатор поместил в этот объект значение текущей даты. После этого можно, например, узнать номер дня недели:

var dayNumber; dayNumber = d.getDay(};

Или выяснить год:

var year;

year = d.getFullYear();

Некоторые методы класса Date перечислены в табл. 13.1.

Как видите, класс Date предусматривает полный набор методов для работы со значениями даты и времени. Другие системные классы также имеют достаточно большие наборы свойств и методов, которые мы не будем здесь рассматривать.

Таблица 13.1. Некоторые методы класса Date

Метод

Описание

getDate ( )

Возвращает число

getDay ( )

Возвращает цифру, обозначающую день недели (0 — воскресенье, 1 — понедельник, 2 — вторник и т. д.)

getFullYear()

Возвращает год

getHours ( )

Возвращает час

getMilliseconds ( )

Возвращает миллисекунды

getMinutes ( )

Возвращает минуты

getMonth ( )

Возвращает цифру, обозначающую месяц (от 0 до 11)

getSeconds ( )

Возвращает секунды

getTime ( )

Возвращает время в виде количества миллисекунд, прошедших с полуночи 1 января 1 970 года

Системный класс Math — другого рода. Он включает набор свойств и методов, реализующих различные математические и тригонометрические функции. Единственный его объект создается самим интерпретатором JavaScript при запуске и уничтожается при завершении работы. Так что вам не нужно самим создавать объекты этого класса. Это как раз типичный случай системного объекта.

var f;

f = Math.sin(Math.PI);

В результате вычисления вышеприведенного выражения в переменной f окажется значение sin (я).

Существуют также системные классы Number и string, служащие для хранения данных соответственно числового и строкового форматов, и несколько других системных классов, используемых значительно реже.

Язык JavaScript имеет одну любопытную особенность. Дело в том, что любая переменная обычного типа данных может быть представлена как объект какого-либо класса. Давайте, например, рассмотрим следующий код:

var s, 1;

s = "JavaScript";

1 = s.length;

Здесь мы сначала помещаем в переменную s строку "JavaScript", а потом вызываем свойство length этой переменной. В таком случае интерпретатор

считает переменную s объектом класса string и беспрепятственно "пускает" нас к свойству length этого класса, возвращающему длину строки текста, которую мы и помещаем в переменную 1.

Аналогичный "финт" можно проделать и с числовой величиной:

var a, s;

а = 16765247;

s = a.toString();

Здесь вызываем метод toString класса Number, возвращающий строковое представление числа.

Раньше говорилось, что, помимо интерпретатора JavaScript, системные классы могут представляться также и другими программами. К числу этих самых "других" программ относится Web-обозреватель. Его классы и системные объекты — это что-то особенное...

На правах рекламы: v=|| +лучшее порно онлайн// +<

::  Меню ::

Введение

ЧАСТЬ I. КАК СДЕЛАТЬ ПРОСТЕЙШИЙ WEB-САЙТ
Глава 1. Как создаются Web-страницы
Глава 2. Основные принципы работы с Dreamweaver
Глава 3. Начинаем с текста
Глава 4. Рисунки, звуки, фильмы
Глава 5. Таблицы
Глава 6. Работа с Web-сайтом

ЧАСТЬ II. ЗАНИМАЕМСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ WEB-ДИЗАЙНОМ
Глава 7. Фреймы
Глава 8. Табличный дизайн
Глава 9. Использование шаблонов
Глава 10. Каскадные таблицы стилей
ЧАСТЬ III. ИСПОЛЬЗУЕМ НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Глава 11. Свободно позиционируемые элементы
Глава 12. Анимация элементов Web-страниц
Глава 13. Использование сценариев
Глава 14. Метатеги и серверные директивы
ЧАСТЬ IV. ПИШЕМ СЕРВЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
Глава 15. Введение в серверное программирование
Глава 16. Формы
Глава 17. Простейшие серверные приложения
Глава 18. Создание интерактивных сайтов
Заключение
‹аминат в ванной комнате: описание и характеристики материала Ѓлагоустройство садовой территории Љому можно продать аварийное авто? Џреимущества покупки авиабилетов на Tickets.by
Џреимущества автоломбардов
На что обратить внимание, сдавая часы в ломбард
Ѓлагоустройство садовой территории


:: Реклама ::

  Как создаются Web-страницы?
 


:: Статистика ::


Індекс цитування
Яндекс.Метрика

:: Навигация ::

Главная
Гостевая книга
Добавить в избраное  

 

 

 


Copyright © Asentli, 2008-2010